Немецким судам нередко приходится рассматривать жалобы на турагентства: отпускники требуют компенсацию за испорченный отпуск. На что только не жалуются немцы!
Какие-то из жалоб, возможно, обоснованны: не каждое путешествие проходит так, как обещали в бюро путешествий, и не каждый отель оказывается в точности таким, как он описан в глянцевом каталоге. Но огромное большинство претензий вызовет разве что улыбку. Впрочем, работникам немецких турагентств Германии приходится отвечать и на курьезные рекламации вполне серьезно, ведь речь идет о весьма серьезных вещах: клиенты требуют компенсировать им хотя бы часть стоимости.
Журналисты Штефан Орт (Stephan Orth) и Антье Блинда (Antje Blinda) приводят в своей книге "Извините, ваш отель сгорел" множество примеров. Вот, например, такая жалоба: "Ножи в отеле были слишком остро наточены, а вилки оказались такими острыми, что мы несколько раз поранились. Нам пришлось купить собственные ножи и вилки, с которыми мы и ходили на завтрак, обед и ужин. Просим оплатить. Счет прилагается".
Или такая: "В номере нашего отеля жила мышь. Ни персонал отеля, ни местные представители турагентства не смогли ее поймать. Нас не переселили, потому что свободных номеров в отеле не было. Мышь сожрала у нас плитку шоколада с орехами. Мы требуем возместить хотя бы стоимость этого шоколада".
Один из отпускников недоволен тем, что ему предварительно не сообщили, какова среднестатистическая вероятность "заработать" в Египте расстройство желудка. Другой ругает постельное белье в клеточку, от вида которого ему стало дурно, и жалуется на персонал отеля, который не заменил его одноцветным постельным бельем. Третий подал в суд на турагентство за то, что крокодил, которого он погладил во время путешествия по Западной Африке, чуть не укусил его: мол, в информационной брошюре турагентства ничего не говорилось о том, что крокодилов гладить нельзя. Судья отклонил иск, мотивировав это тем, что нормальный человек и так знает, что крокодилов лучше не гладить.
В книге есть и более трогательные истории. Так, учительница географии средних лет "со слезой" описывает ссору с мужем, с которым она, чтобы сохранить семью, решила отправиться на остров Маврикий. Но "романтический" тур, жалуется учительница, не помог. С морем, пляжем, пальмами все было в порядке, но вот закат... Закат был слишком коротким! Солнце скрывалось за горизонтом так быстро, что "наладить отношения" не было никакой возможности. Муж ушел - получите жалобу!
Авторы книги "Извините, ваш отель сгорел", беседуя с Карлом Борном, спросили у него: "Правда ли, что немцы жалуются намного чаще представителей других стран и народов?" Ответ: "Похоже, что в других странах традиция жаловаться, указывать на недостатки действительно не столь сильно развита, как у нас". Профессор Борн добавляет: "К тому же у немцев количество смехотворных рекламаций непропорционально велико".
Сегодня в Германии немногие бронируют тот или иной тур и отель, не заглянув предварительно на эти порталы и не ознакомившись с мнением побывавших там людей. Тут и рекламации больше похожи на реальные рекламации, и компенсаций за отдельные недостатки никто не требует, и читать эти комментарии веселее. Скажем, такой, об одном из отелей в Турции: "Служащие отеля выгоняют ночью проституток. Кроме того, душ слишком маленький для четырех человек".
Stephan Orth, Antje Blinda
"Sorry, Ihr Hotel ist abgebrannt". Kurioses aus dem Urlaub.
Ullstein, Berlin
Свежие комментарии