Свою торжественную клятву защищать российский интернет от всех неправомерных и произвольных попыток государственного регулирования Путин соблюдал 13 лет. Хотя он старательно устанавливал контроль над федеральными общенациональными телеканалами, он абсолютно не интересовался регулированием интернета – ни его контента, ни компаний связи, ни сетевой коммерции. Путинская администрация срывала все попытки российских законодателей, министров и правоохранителей (пресловутых «силовиков») регулировать сеть. Все, кто предлагал такие инициативы, надеясь порадовать Кремль, вскоре обнаруживали, что Кремль это совсем не радует. В период с 2000 года по 2012 год законы о контроле над интернетом, предлагавшиеся самыми разными политиками, начиная от мэра Москвы Юрия Лужкова, проекты членов правительства и десятки других предложений о регулировании сети быстро отметались и забывались из-за отсутствия президентской поддержки.
Об изменившихся взглядах Путина стало известно 24 апреля. Он шокировал весь мир, заявив, что интернет изначально возник как проект ЦРУ – и до сих пор им остается. Далее он добавил, что «Яндекс» — самый крупный и успешный в России интернет-стартап, четвертый поисковик в мире по числу запросов, компания, оцененная в середине февраля 2014 года на NASDAQ приблизительно в 15 миллиардов долларов и заработавшая в 2013 году больше любой другой российской медийной компании, — также контролируется иностранной разведкой, стремящейся нанести ущерб интересам России .
Новый подход Путина к интернету объясняет ряд законов о сетевой цензуре, принятых Думой (нижней палатой российского парламента) и механически одобренных Советом Федерации (российским Сенатом). Согласно этим законам, любой местный или иностранный сайт может быть запрещен в России без объяснения причин, а каждый блоггер с аудиторией, превышающей 3 000 читателей, должен зарегистрироваться как СМИ в государственных органах .
Такие компании, как Twitter, Facebook и Google, также не избежали внимания Путина. По новым нормам, любая социальная сеть, которая хочет обслуживать российскую аудиторию, будет обязана хранить всю пользовательскую информацию не меньше шести месяцев и предоставлять ее по запросу российским спецслужбам без ордера суда и прочих обоснований. Более того, любая иностранная социальная сеть, обслуживающая российских пользователей, должна будет физически хранить всю значимую пользовательскую информацию на территории Российской Федерации. Причем речь идет не только об информации о российских пользователей, но и обо всей личной информации каждого пользователя, у которого есть читатели из России — например, об информации Барака Обамы, в числе 40,5 миллиона подписчиков которого в Facebook есть не меньше 3 000 российских граждан. Twitter также должна переместить всю личную информацию Обамы в Россию и быть готовой выдать ее ФСБ, так как на твиттер американского президента подписаны Путин и Медведев. То же самое относится к Google. За несоблюдение закона компаниям грозят штрафы размером до 500 000 рублей, а также блокировка доступа к их платформам на российской территории.
Этот оруэлловский шедевр законодательства был подписан Владимиром Путиным 5 мая 2014 года и вступит в силу 1 августа 2014. Станет ли это последним днем российского интернета? Может быть. Если какой-нибудь новый закон не убьет его еще быстрее.
© Антон Носик
Свежие комментарии