Почему-то с приходом советской власти в нашей стране решили, что гендерная дискриминация теперь отсутствует. Советской власти нет уже более 20 лет, но вопросы дискриминации женщин в России по-прежнему под табу, хотя в зарубежной печати они весьма активно обсуждаются!
При определении места женщины в обществе можно выделить два направления:
1 – правовое, и 2 – экономическое.
1 - Правовой аспект затрагивает:
(a) Статус женщины, отраженный в Конституции, а также систему нормативных актов, обеспечивающих ее права как потенциального экономического субъекта.
(b) Практическое исполнение законов, гарантирующих женщинам равные права с мужчинами, то есть обеспечение в реальной жизни, в том числе и экономической, их равенства.
2 – Экономический аспект отражает экономический статус женщины, экономические механизмы, которыми регулируется её хозяйственная деятельность, и то, каким образом происходит оценка её труда.
Анализируя эти вопросы, справедливо сделать вывод, что женщины в современном мире подвергаются экономической дискриминации. Проявляется это в следующем.
А) Экономическая наука оценивает только деятельность, имеющую денежный эквивалент. Таким образом, домашняя работа, в том числе работа по воспитанию детей, является неучтенной, а труд занимающихся ею субъектов, которыми, как правило, являются женщины, в экономике рассматривается как непроизводительный. Более того, если экономическая деятельность женщины ограничивается домом, ее именуют «экономически неактивной частью населения» или просто «иждивенцем».
Н.Фолр, и Х. Хартман сделали вывод, что «вклад женщин в экономическую жизнь попросту игнорируется,…вопрос полового неравенства остается за рамками экономического анализа».
Чтобы наглядно продемонстрировать несправедливость такого положения вещей, М. Уоринг приводит в пример военного, который «ничего не делает, а ожидает когда можно будет запустить ядерную ракету…и считается экономически активным». При этом женщина, выполняющая полную рабочую смену отнюдь не легкую домашнюю работу, является экономически непроизводительной.
Однако без ее «непроизводительного труда» не сможет функционировать ни одна экономика, а вот без упомянутого военного – запросто.
Проблема учета неоплаченного женского труда в данный момент только формулируется и вряд ли будет скоро решена. Но если в экономике будет учитываться ценность воспитательного труда, пусть даже неоплаченного, это станет показателем того, что общество идет по направлению создания социальной экономики и встает на путь
устойчивого развития.
Б) В современной экономике также имеет место значительное различие в оплате труда мужчин и женщин. Причем в ряде случаев это не связано ни с производительностью труда, ни с навыками.
А. Макхиджани пишет: «Замечено, что за одну и ту же работу или работу, требующую равноценных умений
и квалификации, женщине, как правило, платят меньше, чем мужчине, так что их производительный труд просто недооценивается». В подтверждение этого он приводит ряд примеров, в частности, говорит, что секретарши получают меньше водителей не из-за меньшей производительности труда, а просто из-за устойчивости существующего порядка. Таким образом, с одной стороны, феминизация трудовой деятельности влечет за собой рост доходов женщин, которые могут обеспечить им большую самостоятельность. С другой стороны, мы видим, что в ряде случаев профессии, которые традиционно осваивают мужчины, оплачиваются выше, чем «женские» профессии.
В) Последний момент экономической дискриминации женщин, на который нам бы хотелось обратить внимание, заключается в том, что при устройстве на работу и при продвижении по службе выбор нередко осуществляется не по профессиональным качествам, а по половому признаку.
Здесь можно различить два вида дискриминации – прямую и косвенную.
Первая заключается непосредственно в том, что предпочтение отдается представителю сильного пола исключительно из-за устоявшегося стереотипа, что «руководить должен мужчина». Она нередко связана с прорехами в законодательстве, хотя главную роль играет все-таки менталитет.
Косвенная дискриминация состоит в том, что женщины изначально имеют меньше времени для того, чтобы заниматься профессиональным ростом. Связано это с той ролью, которую они играют в обществе и в семье.
Необходимость воспитывать детей нередко лишает женщин возможности делать карьеру так же активно, как это делают мужчины. Здесь мы видим прямое пересечение с проблемой неучета домашнего труда. В итоге, женщины вынуждены отказаться реализовать свои возможности в профессиональной среде.
Написано по материалам книги Макхиджани А. От глобального капитализма к экономической справедливости / Институт проблем энергетики и окружающей среды. - Новосибирск:, 2000.
Свежие комментарии