Люди, думающие о сексе, показывают более высокие результаты в решении задач, требующих внимания к деталям. Если же попросить их задуматься о любви, они добьются успеха в творческих заданиях. Это случайность или же между подобными явлениями существует связь? Психологи уверены, что второе: в мозгу секс связан с аналитикой, а любовь – с абстракциями.
Немецкие ученые, сделавшие такой вывод, поясняют: о сексе человек думает предельно конкретно, в настоящем, поэтому и аналитические задачи даются ему легче. О любви же мы размышляем более абстрактно, с учетом долгосрочной перспективы, что способствует творчеству.
Что интересно, в предыдущих исследованиях выяснилось, что задачи на аналитическое мышление ослабляют религиозные убеждения. В связи с этим возникает искушение заявить, что в развенчании религиозных постулатов виноваты мысли о сексе, тогда как размышления о любви, напротив, только укрепляют веру. Если это действительно так, то можно примерно понять, почему в ряде религий секс рассматривается в негативном свете, особенно если он – без любви.
Исследование немцев основывалось на теории о том, что основных способов, которыми люди обрабатывают информацию, всего два. Условно их можно объединить под одним названием – "лес и деревья". Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи "загрунтовали" три группы испытуемых разными темами: любовь, секс и что-нибудь нейтральное.
В первом эксперименте добровольцев попросили представить, что они собираются на длительную прогулку с предметом своего обожания, занимаются сексом с симпатичным партнером, к которому не испытывают любви, и просто гуляют сами по себе.
Во втором эксперименте ученые исследовали воздействие на подсознание слов, связанных с любовью, сексом и нейтральными темами. В обоих случаях за "грунтовкой" следовали задачи – сначала на творческое мышление (там, где ответ не был очевидным, а возникал после "озарения), затем на аналитическое (к ответу нужно было прийти путем логических рассуждений).
Поскольку любовь подразумевает желание человека пробыть с объектом своей привязанности как можно дольше, вполне логично, что мысли о романтической любви настраивают на "глобальный" подход в решении задач. Сексуальные же желания более конкретны, специфичны и сосредоточены на немедленном удовлетворении, что самым благотворным образом сказывается на способности решать сиюминутные задачи со множеством деталей. Если резюмировать все вышесказанное, получается, мысли о сексе делают человека слишком целеустремленным, чтобы мыслить творчески, а мысли о любви – слишком мечтательным, чтобы рассуждать логически.
Психолог Скотт МакГрилл выводами своих немецких коллег очень заинтересовался: "Результаты исследования заставили меня задуматься о влиянии мыслей о любви и сексе на религиозные убеждения. Деятельность, улучшающая способность мыслить аналитически (даже что-то вроде созерцания роденовского "Мыслителя"), ослабляет религиозные убеждения и веру в Бога. Поскольку "грунтовка" сексом улучшает аналитическое мышление, идея о том, что такие мысли ослабляют веру, кажется вполне правдоподобной. Религиозные верования, напротив, делают упор на глобальные вещи, такие как вечность и бесконечность.
Кроме того, религиозные традиции подчеркивают важность наличия долгосрочной привязанности к высшей силе, которую можно сравнить с привязанностью к любимому человеку. Поэтому "грунтовка" любовью, в противоположность сексуальной, укрепляет веру. Чтобы подтвердить это, потребуются эксперименты и исследования. К примеру, подсознание людей можно "загрузить" словами, относящимися к любви или сексу, а потом попросить их оценить силу своей веры в Бога.
Я задумался: если мысли о сексе ослабляют веру, связано ли это с тем, что многие религии проповедуют негативное отношение к сексуальности, в частности, похоти без любви. Религия вообще учит людей тому, как пресекать похотливые "нечистые" мысли, отвлекающие человека от его духовной природы. Даже действия, не направленные на воспроизводство – мастурбация, например, – являются запрещенными и греховными в монотеистических религиях, так что это уже не просто способ предотвращения нежелательных беременностей. Самые распространенные изображения дьявола в христианстве были вдохновлены образом древнегреческого бога Пана, известного своей похотливостью и чувственностью.
Любовь, с другой стороны, преподносится как добродетель. Мысль о том, что человек должен возлюбить ближнего, как самого себя, конечно, прекрасна, но я сомневаюсь, что большинство людей сможет осуществить это на практике.
Наталья Синица, Правда.Ру
Свежие комментарии