В русской деревне модель взаимоотношений девушек и парней была выработана на протяжении столетий. Она предполагала, что девушки и парни составляли пары, которые назывались «игровыми», «игральными», то есть возникшими для совместного проведения «молодого времени», а девушку и парня в этой паре называли «игральщица» и «игральщик», «почётница» и «почётник», «милёнка» и «милёнок», «занимальщица» и «занимальщик», «беседница» и «беседник», «вечеровальщица» и «вечеровальник» и т. п.
Этнограф, собиравший сведения о быте крестьян Костромской губернии, так определил отношения внутри пары: «Игральщиком называет каждая девка парня, который больше всего с нею играет, которому она нравится, равно и ей он, другими словами, „милый"» (Русские крестьяне. Т. 1. С. 56).
Процесс складывания игровой пары основывался на местных этикетных нормах и принятых правилах ухаживания. Обычно деревенский этикет требовал, чтобы инициатива создания пары исходила от парня. Для девушки считалось «зазорным», если она сама предлагала себя в почётницы, она могла только постараться привлечь к себе внимание парней: одеться «модно, благородно», набелить лицо, нарумянить щеки, насурьмить брови, быть в меру раскованной, веселой, в меру скромной – выглядеть и вести себя так, чтобы все восхищенно говорили: «Ну и девка, кровь с молоком», «Идет, словно павушка плывет», «Пройдет, так буде рубль подарит». Девушки должны были с достоинством принимать попытки парней завоевать их симпатию и выбрать, с кем соглашаться на «играние».
«Товар лицом подается», – говорит русская пословица. Привлекательными девушки считали парней высокого роста, с полным, румяным лицом. Особенно ценились широкие плечи («косая сажень в плечах»), говорившие о силе, и русые вьющиеся волосы. О красивом парне отзывались: «Кудрявый, румяный да веселый», а про сильного и здорового, но внешне непривлекательного молодца говорили: «И медведь здоров, да что им делать». Девушкам также нравились в парнях дерзость, озорство, удаль, ловкость, то есть то, что обозначалось словом «ухарство»: «С таким парнем не пропадешь и не заснешь», окружающие одобрительно оценивали его поведение: «Ай да парень, никто супротив его не может!» Нерасторопность, неповоротливость воспринимались как большой недостаток. Девушка, которой повезло стать почётницей ухаря, пела:
Я не думала, не чаяла:
Мой-от миленький отчаянной.
Я отчаянных насмерть люблю!
Бесшабашному рубашку шью:
На рубашке косой вороток.
Не жалею девять пуговок в рядок.
Девушка всегда с удовольствием соглашалась «гулять» с хорошо одетым, щеголеватым парнем, который умел играть на гармони, петь и плясать, был «вежливым и игривым».
Естественно, у видных девушек было больше шансов создать пару, остальные утешали себя пословицей: «Хороши-то про хороших, а нам-то и так добро». Девушка, «не нажившая» себе игральщика, подвергалась насмешкам и со стороны своих же подружек, и со стороны парней, которые относились к ней с пренебрежением, забывали ее в играх и веселье. «Останица», «обсевок» – называли ее за глаза.
Выбрав себе девушку «по душе и по сердцу», парень приступал к ее завоеванию. Правила ухаживания требовали от него осторожности в действиях: он должен был вести себя предельно корректно как на людях, так и наедине с девушкой. Любая вольность на этапе сближения игровой пары могла быть воспринята девушкой как оскорбление, посягательство на ее честь. Парень, выбравший себе почётницу, старался почаще попадаться ей на глаза, встретив на улице или посиделке, вежливо здороваться, называть по имени и отчеству, говорить «приятственные слова», давая понять о своих страданиях.
Если парень не совсем понимал, готова ли девушка стать его почётницей, он пускал в ход хорошо известные в деревне приемы. Проще всего это было выяснить на посиделке. Например, парень мог вызвать свою избранницу через ее подругу на крыльцо, чтобы побеседовать с ней на улице с глазу на глаз. Если они договорились, то в избу возвращались, уже держась за руки.
Парню позволялось попытаться обнять и поцеловать свою пассию, чтобы точно выяснить ее отношение к себе. Если девушка была согласна стать его почётницей, то она обычно вяло отмахивалась от объятий: «И век не хочется!», «И что это ты!» Если же парень неправильно оценил ситуацию, то мог получить от рассерженной девицы затрещину. Обычным способом выяснить отношение к себе девушки было занять ее место на лавке, когда она на время вышла из избы или отправилась на круг плясать. Возвратившись, девушка просила освободить ее место, а парень требовал за это поцелуя. Если парень нравился девушке, она его тут же целовала и садилась к нему на колени, если не нравился – прогоняла с места.
Когда игральная пара наконец складывалась, парень посылал девушке хороший подарок – «задаток», без которого их союз не считался действительным. Задатком могла быть, например, прялка, которую он сам сделал, деньги, сладости. В Вологодской губернии задаток состоял из фунта орехов, фунта конфет, двух фунтов «сыропных» пряников и денег.
Если девушка приняла задаток и прислала отдарок – носовой платок, поясок с вышитой надписью (например: «Кого люблю, того дарю» или «Любезному Ивану Дмитриевичу от Дарьи Петровны навеки»), то это означало, что она принимает его ухаживания и согласна быть его почётницей. Такой обмен рассматривался как заключение между девушкой и парнем своего рода договора, который действовал в течение одного сезона. Его можно было продлить еще на сезон или расторгнуть и получить право выбрать себе на будущий год другую пару.
Отношения внутри игровой пары складывались так: почётник играл роль хозяина, а почётница обязана была ему подчиняться. Он мог упрекнуть ее за плохой костюм, заставить уйти с посиделки или с гулянья, если посчитал, что она там плохо себя ведет и оказывает слишком много внимания другим парням и т. п. Девушке полагалось иметь «голову поклонную, ретиво сердце покорное»: спокойно принимать все его требования, не обижаться на сердитые слова и постараться выполнить все его пожелания. Почётник и почётница должны были помогать друг другу в сложных жизненных ситуациях. Парень защищал свою девушку и в случае необходимости вступался за ее честь, а девушка имела право вмешаться в толпу дерущихся парней и заслонить своего почётника от кулаков. Деревенский этикет не позволял парням в этом случае оттащить ее в сторону или избить.
Во время молодежных сборищ почётник и почётница всегда были вместе, демонстрируя всем присутствующим свою симпатию друг к другу.
Дарение было обязательной частью отношений между парнем и девушкой. Если парень «любился» с девушкой, забывая одаривать её, то этикет позволял ей попросить или даже потребовать подарка.
Придешь в избу, милый,
Богу помолись,
Поскорее возле девушки садись,
Уж ты сядешь возле девушки,
Я спрошу же: есть ли прянички?
Еся прянички – весь вечер просижу,
Нету пряничков – с беседы прогоню:
Ты ступай, пустая рожа, от меня, –
Пофорсистее тебя подобрала!
Парень же у девушки целоваться просил:
- Давай, давай, девица, давай поцелуемся!
Давай, давай, красная, давай поцелуемся!
Что у тебя, девица, губушки сладеньки?
- Пчелы были, мед носили, а я принимала.
- Что у тебя, девица, в пазушке мякенько?
- Гуси были, пух носили, а я принимала.
Эротизм молодежного общения подразумевал самые простые формы физического контакта: ласки, объятия, поцелуи, сидение на коленях у парня, хождение «под полой» – то есть прижавшись друг к другу, и др.
Парню разрешалось заключать свою избранницу в объятия, «тискать», мять ее грудь, засовывать ей руку за ворот рубахи и под подол сарафана.
Позволяя себе вышеуказанные вольности, парни и девицы соблюдали целомудрие и не вступают в половую связь. Любовные игры следовало прекращать, если дело заходило слишком далеко. Девушка должна была «блюсти себя», а парень уважать девичью честь. (Русские крестьяне. Т. 3. С. 452).
Одним из неписаных законов игры в почётника и почётницу было сохранение верности друг другу. В молодежной среде считалось недопустимым, если девушка за сезон неоднократно меняла почётника. Девушку-«изменницу» осуждали даже ее подруги: называли ее заблудящей, не пускали на посиделку, не приглашали в игры, рассказывали всем о ее недостатках.
Брошенному парню по собственному усмотрению наказать свою бывшую любушку: он мог при всех выразить ей свое презрение, вытащить ее за руку или за косу из хоровода, даже побить. Обиженный парень имел право применить к изменившей ему девушке и более жестокое наказание: отрезать ей косу, обмазать ворота ее дома дегтем,объявляя тем самым, что она «початая кринка» (то есть утратившая девственность). Однако эти действия были чреваты для парня крупными неприятностями, так как на защиту девичьей чести вставали ее отец и братья.
Наказание парня за измену зависело от характера девушки и силы чувств между ними. Иногда девушки были достаточно мстительными.
Однако отношение к парням-изменщикам все-таки было более лояльным, чем к девушкам-изменщицам. Парня наказывали изгнанием с посиделок и гуляний только в том случае, если он вел себя по отношению к девушкам уж слишком недостойно и слыл «погубителем девичьей красы».
С ПРОСТОРОВ ИНТЕРНЕТА
Свежие комментарии