Как это было, рассказал хореограф Олег Виноградов.
Хореограф Олег Виноградов несколько лет работал в США по приглашению Джорджа Буша. Он попытался вернуться на родину и возглавил труппу Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Но теперь такого театра больше нет: в июне всю труппу уволили. Как это произошло и кто уничтожает русский балет, Олег Виноградов рассказал в интервью порталу «Петербургский авангард».
— Почему вы решили вернуться в Россию?
— 10 лет назад я услышал призыв нашего президента: «Соотечественники, возвращайтесь!» Я уже 27 лет живу и работаю в США и других странах мира, руковожу проектами и создаю новые, не прерывая связь с родиной.
Помимо призыва президента, сыграла свою роль еще одна причина: моему ребенку, который родился в США, нужно было поступать в школу. А мы с женой всегда считали, что наше образование лучше американского.
Вскоре Сергей Стадлер, который в то время был ректором Санкт-Петербургской консерватории, предложил мне место декана факультета музыкальной режиссуры и художественного руководителя театра при консерватории, фактически — балетной труппы.
— И как вы восприняли предложение о работе в учебном театре?
— Когда мне предложили эту труппу после тех театров, которыми я руководил по всему миру, включая Мариинский и Михайловский театры, Ковент-Гарден, Парижскую оперу, Театр в Новосибирске, Национальный балет Сеула, меня это не смутило. Я могу сделать конфетку из чего угодно, поскольку у меня большой профессиональный опыт и огромная работоспособность.
Дело в другом: в июне всю труппу Консерваторского театра во главе со мной — 80 человек — уволили.
Про мою зарплату в этом театре говорить неудобно и даже неприлично — 30 тыс. рублей в месяц, несмотря на все мои звания, заслуги, регалии и 60-десятилетний опыт. Но у моих артистов зарплата была еще ниже, и мне за это всегда было стыдно. Чудовищный факт заключается в том, что на улицу выкинули молодых способных людей, которых государство выучило, потратив на это немалые средства. На обучение одного артиста балета необходимо 6-9 лет. У них есть семьи, дети…
Работая в театре, они получали 9 тыс. рублей в месяц. Солисты балета чуть больше — 12 тыс. И даже этого их лишили!
— А вы почему ушли?
— Я не мог бросить труппу, поскольку солидарен со своими коллегами. Я тоже подписал приказ об увольнении, хотя мне предлагали остаться в консерватории в другом качестве. Сейчас мы ищем возможность как-то сохранить этот творческий коллектив.
— В каком состоянии был коллектив театра, когда вы к нему присоединились?
— Труппа Консерваторского театра была малочисленной. Для больших постановок не было средств.
Когда я реанимировал труппу, и к нам пришли новые артисты, мы смогли создать несколько полноценных спектаклей.
— Как вы думаете, в чем причина ликвидации театра?
— Причина просто замечательная. Руководство консерватории объяснило эту «оптимизацию» тем, что есть приказ министра культуры о повышении зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов. Администрации учебного заведения было предложено самостоятельно разработать меры повышения зарплат. Якобы поэтому было решено ликвидировать единственный консерваторский театр в мире. Хотя мое личное мнение — здание самого театра на Театральной площади, в настоящее время находящегося на капитальном ремонте, для кого-то готовят. Не буду называть конкретного имени, но людям, знающим ситуацию, догадаться нетрудно…
— А Министерство культуры РФ как-то принимало участие в судьбе театра?
— На протяжении всех 10 лет моей работы в Консерватории нам постоянно грозили закрытием. И мы не могли поверить в это, но только с приходом господина Мединского это осуществилось.
Самое интересное, что я пережил нескольких министров культуры, но с таким министром, как господин Мединский, я столкнулся впервые.
Он приезжал знакомиться с консерваторией в Петербург. Прослушав его невзрачную, бесцветную речь, я задал ему вопрос: «Скажите, пожалуйста, будет ли больше внимания уделяться консерваторскому театру?» Он спросил: «Какому театру?»
Я ему рассказал, что в Санкт-Петербурге — единственная в мире консерватория, которая имеет свой собственный профессиональный Театр оперы и балета. Он удивился: «И что, у вас идут спектакли?» Мы говорим, что да, и не только идут, а их любят зрители, и многие посещают наши спектакли постоянно потому, что у нас самые доступные билеты в городе. Театр был организован более 50 лет назад. Балетная труппа создавалась одним из ведущих хореографов ХХ века Федором Лопуховым и профессором Петром Гусевым, моим учителем. Мудрость создания театра заключается в том, что опере и балету всегда были и будут необходимы талантливые постановщики и хореографы. И на протяжении более чем полувека театр помогал консерватории воспитывать режиссеров, хореографов, музыкантов…
— Выходит, что в Петербургской консерватории фактически «сократили» уникальное культурное явление?
— На мой взгляд, сейчас в России реализуется чудовищная программа уничтожения нашей русской национальной культуры — в режиссуре, опере, балете, музыке, хотя в музыке в меньшей степени.
Так, многие десятилетия авторитет нашего русского балета был непререкаем и недосягаем. Но последние 20-30 лет в нашей культуре появилась группа «умников», которые провозгласили, что академическая классика сегодня не нужна, что от этого нужно отказаться, что сегодня ее никто не смотрит, и все наши традиции отжили. Они полагают, что мы должны выходить на так называемый «мировой уровень».
Каков же этот уровень? Например, в апреле прошлого года на сцене Мариинского театра я видел постановку, в которой танцуют абсолютно голые люди, а уж что они делали на сцене, я даже не берусь пересказывать… Это была труппа знаменитого французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Бедный Мариус Петипа в гробу, наверное, не только переворачивался, но и бился об его крышку, пытаясь достучаться до сегодняшних руководителей театра! К сожалению, пока ему этого сделать так и не удалось…
Я полагаю, что все это происходит от отсутствия понимания сути самого прекрасного вида искусства — балета — и невежества тех, кто оказался у руля власти.
Свежие комментарии