— Сначала, в девяностых годах, мы радовались, что у нас появилась еда. Потом — что в домах горит электричество, а зимой мы перестали замерзать. Возможность нормально одеваться, ездить на хороших машинах казалась воплощением мечты. Разбогатев, мы утонули в потреблении и бездумно швыряли деньги: нам так хотелось покупать и тратить!
Но сейчас, насытившись, лично я понял: китайцы зря теряют время. У нас появился уникальный шанс стать сверхдержавой — и мы должны им воспользоваться. Те, кто считал, что Китай — фабрика дешёвых трусов, ошиблись. Мы — великая страна.Понты дороже денег
Сяо Мэй, 35-летний сотрудник отеля в городе Чжухай, вполне доволен своей жизнью. Работая по 12 часов каждый день, он получает в месяц 5000 юаней (около 24 тыс. руб.), а цены в КНР отнюдь не российские — на такие деньги можно содержать целую семью. Его родители чистили рыбу на фабрике и питались отходами — Сяо Мэй носит дорогой костюм и мечтает о величии Китая:
— Почему Россия и США рулят Вселенной? Мы ничуть не хуже!
Десять лет назад девушка, работающая менеджером в Харбине, сказала мне:
— Китай очень бедный. Я сижу в офисе с 9 утра до 23 вечера, получаю сто долларов, и у меня нет времени на личную жизнь. Но я знаю, что должна работать на будущее: когда станем богатыми, тогда я и отдохну.
Что ж, она этого дождалась. Сверкающие торговые центры, парки развлечений, шикарные гостиницы забиты до отказа, в дорогих ресторанах надо стоять в очереди. В Шэньчжэне и Гонконге я наблюдал давку за последними моделями айфонов — как во времена СССР, дефицит отпускали по две штуки в одни руки. Люди берут кредиты, стараясь купить самое лучшее, «не хуже, чем у соседей». Старый российский принцип «понты дороже денег» теперь популярен и среди китайцев.
— Китай разбогател, — вздыхает Михель Левенс, бизнесмен из Германии, работающий в Шэньчжэне. — И это означает: у нашего мира появилась большая головная боль.
...Ещё недавно многим китайцам хватало денег лишь на чашку риса с соевым соусом — большинство населения умудрялось жить... на один доллар в день. Именно такие жители Поднебесной считали за счастье вкалывать на российском Дальнем Востоке, сажая овощи за 200 долл. в месяц — сумасшедшие для тогдашнего Китая деньги. Сейчас 27 миллионов человек (в основном крестьяне горных районов) тоже живут впроголодь, но для страны с населением 1,3 миллиарда это в принципе не так уж и много.
— Мы делаем ставку на сокращение разрыва между богатыми и бедными, — утверждает председатель КНР Ху Цзинтао. — Китай должен стать сытой страной богатых людей.
Свежие комментарии