Традиция носить бороду появилась на Руси задолго до Крещения. Борода считалась символом не только мужества, но также силы и мудрости.
Правильному уходу за бородой, её опрятному и ухоженному внешнему виду уделялось огромное внимание – даже за волосами на голове не ухаживали столь почтительно. А если кто хотел оскорбить мужчину, достаточно было плюнуть ему в бороду, и это считалось худшим оскорблением.
Если растительность на лице выглядела неаккуратной, оборванной или растрепанной, то и отношение к её обладателю было соответствующим.
Изначально ношение бороды не имело религиозных предпосылок, это было частью традиций и общепринятых требований к внешности взрослого мужчины. В X веке Русь приняла Христианство, что только усилило обычаи почитания бороды. Церковные апологеты подчеркивали, ссылаясь на библейских пророков и самого Иисуса, что ношение бороды имеет очень древние традиции, и все самые уважаемые люди уделяли внимание этому элементу внешности.
Борода почиталась как настоящая святыня, символизирующая не только национальные традиции, но и веру.
Ярослав Мудрый законодательно запретил повреждать бороду, установив за это штраф. Если же требовалось наказать чужеземца, древнерусские князья, наоборот, сбривали ему бороду, считая это высшей мерой оскорбления. «Русская правда» (главный правовой документ Ярослава) предусматривала особо крупный штраф за повреждение бороды или усов – 12 гривен (огромная сумма, всего втрое меньше штрафа за убийство).
Иван Грозный считал бритьё величайшим грехом, а священники не давали безбородым прихожанам благословения. Они говорили, что сам Бог создал человека бородатым, и негоже божью волю нарушать. Существовало также мнение, что мужчин на бритьё лица толкают содомистские мысли, многие воспринимали такой поступок как стремление быть похожим на женщину.
Во времена Смуты борода тоже считалась важным атрибутом мужчины, однако её сбривание уже не наказывалось. Это воспринималось скорее как влияние западных традиций. В целом, всех мужчин с выбритым лицом тогда интуитивно воспринимали как плутов и обманщиков.
Много лет спустя Петр І, желая приобщить русский народ к европейским традициям, запретил носить бороды, издав 5 сентября 1698 года закон о налоге на бороды в городах. При этом крестьяне, носившие бороды, также обязаны были платить в государственную казну налог, если входили в город небритыми. Согласно одной из версий, у Петра самого борода не росла, поэтому он и принял такое решение.
Правда, от запрета ношения бороды любой желающий мог откупиться – за большие деньги выдавалось что-то похожее на паспорт на бороду. Это была медная бляха, на которой изображались усы и борода вместе с надписью «Деньги взяты». Бляху необходимо было носить при себе постоянно.
Налог на бороду был отменен лишь Екатериной II, которая, взойдя на престол в 1762 году, выдала указ, но с небольшой оговоркой: все государственные чиновники, военные и придворные обязывались оставлять свое лицо «босым».
В XIX веке к теме бороды русские императоры обращались еще неоднократно. Ношение бороды разрешалось исключительно крестьянам и лицам, достигшим почтенного возраста. У молодых борода считалась признаком вольнодумства. Чиновники же всех рангов обязывались гладко выбривать все лицо.
Последним указом, который поставил точку в истории бороды в России, стало распоряжение Николая ІІ от 1901 года, разрешившее ношение бород юнкерам.
Стоит отметить, что вначале существования СССР мода на бороды полностью соответствовала западноевропейской. Усы и бороды были вполне распространенным явлением. Однако в течение несколько десятилетий ситуация поменялась в противоположную сторону. В 1930-е гг. установилась норма на бритость лица, которая, по мнению некоторых экспертов, продолжается и поныне. Однако, как показывает исторический экскурс, периоды бритости постоянно сменяются периодами моды на усы и бороды.
Свежие комментарии