На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Безумная звезда

5 933 подписчика

Свежие комментарии

  • Калереон К
    Он был сив и лапоух. По ночам мочил старух. На башке носил треух , Брюки в клетку и жилет В рукаве сжимал кастет..Время смелых и уп...

Знания массового поражения

Когда я была сверхмолодой и училась в универе, у нас был преподаватель по социологии, и мне запомнилось одно его высказывание. Помню, речь зашла о человеческих знаниях, и он сказал, что то, что человек знает о мире, - это всего лишь небольшой, очень ограниченный кусочек от огромного, безграничного пространства знаний.

И начертил на доске мелом небольшую окружность. Внутри окружности, заштриховал он, находится то, что нам известно о мире, а сам мир - это как наша доска, только уходящая во все стороны, в бесконечность, практически вся непознанная.

Пока вы учились в школе, говорил нам преподаватель, ваши знания были скромными, но при этом вам самонадеянно казалось, что на свете очень мало осталось того, чего вы не знаете. Ваше незнание казалось вам небольшим, потому что оно было, по сути, охвачено небольшой окружностью - местом соприкосновения вашего знания с вашим незнанием, вот таким - и он обвел мелом окружность - это и есть мера вашей неосведомленности о мире, длина окружности, грубо говоря. А то, что лежало за пределами круга вашего знания, вы об этом представления не имели, оно не могло даже прийти вам в голову и быть осознанным в голове как незнание. Мера вашего личного незнания - это граница знания, больше ничего.

Но вы учились, ваше знание расширялось, и теперь оно стало вот таким, побольше, и он начертил вокруг маленького кружочка круг побольше.

Теперь ваше знание увеличилось, но и граница вашего незнания стала больше, уже такой - он обвёл мелом окружность побольше. И каждый раз, узнавая что-то новое, обучаясь и постигая, вы будете не только становиться умнее, но и увеличивать меру своего незнания. Так парадоксально примиряются в человеке две крайности: радость открытия и ужас перед открывающейся бездной непознанного. И личное незнание у мудреца куда более обширно, чем у дурачка.

Согласитесь, очень элегантная аналогия для процесса человеческого образования, и весьма убедительная геометрическая иллюстрация известной цитаты "многие знания - многие печали"?

Я к чему это рассказала…

Я хотела вам сказать, что мы сейчас живём во времена информационного экстремизма. Наши личные заштрихованные кружочки раздулись так, что не видно краёв, и мы уже сами не ориентируемся в хаосе знаний. Еще пару столетий назад ребёнка обучали лишь до определённого возраста, а дальше он прекращал учиться - он становился взрослым. Взрослым, слышите! Человек не учился всю жизнь, как это принято сейчас, когда учёба возведена в непреложный культ. Он шёл работать и приносить пользу людям и семье, он не был вечным познающим ребёнком. Что выучил - то и выучил, хватит. Человек совершенствовался в своей профессии, а не жрал информацию, не приходя в сознание.

А современный человек просто устрашающе перегружен информацией - она избыточна, она захлёстывает и уже давно не дарит радости. 

Знаете, какое новое модное выражение должно прийти на смену заезженному "когнитивному диссонансу"? Ретроспективная аберрация! Это такое явление, когда что-то старое нам кажется куда лучше нового, хотя объективно было хуже.

Это и есть знания массового поражения в действии.

Вспоминая с тоской старые времена, мы по сути тоскуем не по объективно лучшей жизни, а о том уютном маленьком кружочке, который рисовал мелом на доске наш преподаватель. Когда пугающая бездна мира в его непонятности не была так страшна в маленьком коконе личных ценностей и принятии своего узкого предназначения.

Вижу ли я выход? Только в возврате к элитарности знания. Но точка невозврата человечеством пройдена во времена Гутенберга.

с инета.

Картина дня

наверх