На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Безумная звезда

5 933 подписчика

Свежие комментарии

  • Калереон К
    Он был сив и лапоух. По ночам мочил старух. На башке носил треух , Брюки в клетку и жилет В рукаве сжимал кастет..Время смелых и уп...

Реституция в Украине.

По условиям cоглашения с Евросоюзом, подписанным 27 июня, украинское законодательство необходимо адаптировать к нормам ЕС. Среди них — процесс обязательной реституции. То есть возврата “незаконно национализированной” собственности ее настоящим владельцам либо их наследникам. Претензии могут быть предъявлены ко всему имуществу, сменившему хозяев после 1917 года.



Дома, заводы, земли, церкви… Только представьте, сколько исков со всего мира будет предъявлено украинскому государству! О реституции давно и активно мечтает еврейская община. Имеются претензии к Украине у граждан Румынии, Венгрии, Словакии. Часть их территорий по итогам Второй мировой войны отошли к Украине.

Интерес Литвы также объясним: потомки литовской знати готовы претендовать на экспроприированное в 1917-1945 годах имущество.

Потомки князя Рюрика ранее неоднократно выступали с требованием вернуть им Киево-Печерскую Лавру, Софию Киевскую и Золотые ворота.

С имущественными претензиями в адрес Украины готовы выступить десятки тысяч этнических украинцев, бежавших от советской власти в США и Канаду. Претензии могут быть также выставлены наследниками российских помещиков, проживающих ныне за границей. В распространении европейских правовых норм по реституции на Украине заинтересована Украинская греко-католическая церковь, которой принадлежали огромные земельные угодья. Весь исторический центр Львова до 1939 года принадлежал полякам.

Львов легко может стать и Лембергом. Это название город носил до 1918 года, когда входил в состав Австро-Венгрии. На то, что часть Украины некогда была австрийской, уже намекнул глава Торгово-промышленной палаты Австрии Кристоф Ляйтль во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Вену. Тогда российский лидер все обернул в шутку. Вот только жителям Украины будет не до шуток, если все “старые” хозяева и их наследники всерьез решат вернуть себе все, что им причитается.

Ровные ряды аккуратных папок, в каждой из которых — сотни исторических справок, фотографий, архитектурных планов. В Ассоциации еврейских общин Украины знают адрес каждого дома, который когда-то принадлежал их соотечественникам в этой стране.

После присоединения Западной Украины к УССР в результате пакта Молотова-Риббентропа у евреев экспроприировали школы, больницы, клубы, синагоги. Теперь они твердо намерены все вернуть. Председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины Иосиф Зисельс поясняет: «У нас есть 2500 объектов, и 800 –это бывшие синагоги. Это те здания, которые худо-бедно сохранились сегодня. Мы, конечно, ждем, когда будет закон о широкой реституции, и касается он не только еврейских общин, но и всех».

Историки полагают, что самые большие аппетиты — у поляков. В ходе реституции вполне могут объявиться наследники земель и усадеб с еще дореволюционных времен. «Полякам – подданным Российской империи и австрийского цесаря, если брать Галицию – принадлежали и земельные наделы, и промышленные производства, и предприятия, а если брать западные области, то и местные нефтяные месторождения», — напоминает старший научный сотрудник института Российской истории РАН Андрей Марчуков.

По иронии судьбы, сильнее всего пострадают от реституции как раз жители Западной Украины, и их европейская мечта может обернуться юридическим капканом — придется отдавать имущество, изъятое меньше века назад. До 1939 года Волынская, Ровенская, Львовская и Ивано-Франковская области были частью Польши.

Потенциальные наследники активно переписываются в Интернете. «Сорок гектаров и два дома в Волынской области – это, конечно, не в Баварии, но тоже неплохо. Как вы считаете? Говорят, что 80 000 поляков уже на низком старте, готовятся к аналогичному процессу в Галичине», — пишут они.

На Украине не понимают, что реституция – это огромная, кропотливая и, мягко говоря, не слишком приятная работа. Сначала составляют списки отобранной собственности, затем принимают заявки. Впереди – тысячи судебных исков и многолетние тяжбы. А главное: государству и его гражданам нужно отдавать то, что они давно считают своим. Что может быть болезненнее для украинского менталитета?

Даже сдержанные прибалты не могут говорить о реституции спокойно – в 1990-х она прошлась катком по многим судьбам. Житель Таллина Алексей Рулев рассказывает: «Квартиры, в которых мы жили всю жизнь, государство просто отобрало и передало людям, которые пострадали от советской власти в 1940-х годах, когда у них отобрали собственность».

Все это предстоит Украине – если не сегодня, то завтра. В соглашении об ассоциации с Евросоюзом, которое недавно было подписано, прямого указания на проведение немедленной реституции нет, однако в преамбуле сказано, что Украина обязуется обеспечивать постепенную адаптацию своего законодательства к правовой системе ЕС. Реституция — ее важная и неотъемлемая составляющая, так что вскоре поляки напомнят о земельных латифундиях и сахарных заводах своих прадедов, которыми те владели в Киевской, Полтавской и Житомирской областях. Украина рискует лишиться трети своих пахотных земель.

Другой сосед, Венгрия, имеет серьезные виды на имущество в Закарпатье — документы на усадьбы и банки хранятся со времен Австрийской империи. Румыны составляют перечень унаследованных домов и земельных наделов в Северной Буковине и части Одесской области – это бывшая Южная Бессарабия, которая в 1940 году отошла к СССР.

Реституцией может быть и денежная компенсация наследнику, чья собственность испорчена или разрушена. После падения Берлинской стены Германия потратила на это миллиарды.

Картина дня

наверх