В отличие от популярного заблуждения, процесс эволюции сопровождался не исчезновением, а редуцированием большей части волосяного покрова. Поэтому на человеческом теле до сих пор гораздо больше волос, чем кажется, — просто многие из них почти не видны.
Пушковые волосы растут по всему телу, но куда очевиднее лобковая и подмышечная растительность, которая настойчиво продолжает пробиваться во время пубертата, несмотря на нашу многовековую борьбу с ней. Собственно, появление этих вторичных половых признаков призвано сигнализировать о созревании и привлекать партнеров, аккумулируя и распространяя привлекательные феромоны.
Помимо этого, по задумке природы, волосы в зоне гениталий и под мышками несут защитную функцию: во втором случае они должны предотвращать трение влажной кожи и создавать дополнительную поверхность для испарения пота (попросту — вентиляцию). Впрочем, с обеими задачами современное человечество благополучно справляется и без волос: восприятие сексуальности в наши дни является куда более комплексным, чистое белье, ежедневные прокладки и водные процедуры обеспечивают защиту даже самому глубокому бикини, а большинство современных антиперспирантов не просто блокирует потоотделение, но и работает как детская присыпка. Так зачем нам до сих пор нужны волосы под мышками, если никакой конкретной функциональной нагрузки они не несут? Точного ответа у ученых нет.
Считается, что моду на депиляцию задали древние египтяне: прообразы бритвенных станков с лезвиями из кремния и бронзы, изготовленные 5000 лет назад, были найдены на территории Египта и Месопотамии. Египтяне же придумали шугаринг — сахарную пасту, с помощью которой можно удалить волосы откуда угодно и которую используют до сих пор. Гладкое, депилированное тело считалось нормой и свидетельствовало о высоком социальном статусе у древних греков и римлян. Индусы избавлялись от волос на всех частях тела, чтобы легче переносить жизнь в жарком климате, из соображений гигиены и эстетических представлений о прекрасном. В Древней Греции на женщин с волосатыми подмышками и голенями смотрели как на дикарок — идеалом было чисто выбритое и женственное тело
В западном мире женщины дружно взялись за бритвы с появлением открытой одежды, а направляли их в сторону безупречно гладкого тела первые женские журналы. Так, в 1915 году в Harper’s Bazaar была опубликована первая рекламная кампания, призывавшая современниц удалять волосы под мышками, чтобы потом смело щеголять в платьях с открытыми плечами, которые как раз стали по карману массовому покупателю. В этом же году компания Gillette выпустилапервую бритву для женщин и окончательно обрекла следующие поколения на регулярное удаление волос. Так что к появлению бикини в середине 40-х женщинам ничего не оставалось, как подчищать волосы уже по всему телу, благо к этому времени в ходу уже были и бритвы, и кремы для депиляции с щадящим составом, а вскоре изобрели и эпиляторы.
Что уж говорить о подмышках, бритье которых сегодня и вовсе по умолчанию приравнивается к чистке зубов.
Неприязнь к волосам, обусловленная поначалу гигиеной, укоренилась в нас настолько, что большинство современных женщин испытывают заметное отвращение при одной мысли о волосах на женском теле. Участницы эксперимента, не брившие волосы на теле на протяжении 10 недель,признавались, что постоянно думали об отросших волосах и старались максимально прикрыть их одеждой. Девушка, участвовавшая в другом похожем эксперименте, столкнулась с негативной реакцией своей матери, пришедшей в ужас при мысли, что ее дочь будет выходить замуж в свадебном платье и с небритыми подмышками.
В любых спорах о судьбах подмышек защитники депиляции чаще всего проводят знак равенства между наличием волос и плохим запахом, повышенной потливостью и некой общей неухоженностью. Придется их разочаровать: позиция «это негигиенично!» разбивается о два контраргумента. Во-первых, бритая подмышка без использования дезодоранта способна создать больше проблем, чем небритая. Волосы формируют небольшую, но эффективную прослойку и подмышка не «слипается». Во-вторых, не волосы выделяют пот — они всего лишь его накапливают и распространяют. Современные средства гигиены воздействуют на потовые железы, и волосы в этом процессе ни при чём: если у вас хороший антиперспирант, по сути, нет никакой разницы, голая у вас подмышка или на ней кудри длиной в несколько сантиметров.
Звучит банально, но никто и ничто не должно диктовать нам, что делать с собственным телом: в этом вопросе стоит руководствоваться исключительно здравым смыслом, а по поводу бритья подмышек универсального ответа нет и не может быть. Способна ли депиляция принести какие-то дивиденды, кроме условно ценного социального одобрения? А отказ от нее? Да в общем, нет. В лучшем случае можно сэкономить одну минуту в день на бритье подмышек и спастись от возможного раздражения на коже. Заодно «подмышечный пофигизм» может избавить от мучительного выбора наряда: без рукавов на день, когда вы побрились, и с рукавами — на дни, когда вам было лень или вы отращивали волосы перед следующим походом в салон на эпиляцию. Стоит ли это того? Решать только вам и никому больше.
Jemima Kirke
Свежие комментарии